Почти каждый родитель в какой-то момент задается вопросом: а мог бы мой ребенок учиться лучше?.. Или нынешние оценки — его «потолок»?

В погоне за высокой успеваемостью в семьях нередко ломаются копья, и родители становятся перед выбором: «тянуть» ребенка на лучшую оценку, рискуя испортить отношения, или оставить в покое, рискуя так никогда и не увидеть, как раскроется его талант.

Давайте разберем, от чего зависят школьные успехи и оценки, и что мы, как родители, можем сделать, чтобы ребенок учился лучше.


Учеба и наследственность

Генетики говорят, что в отношении интеллектуальных способностей несомненно действует фактор наследственности. Но определяет он скорее предпосылки успеха в учебе, нежели итоговую оценку аттестата: концентрацию внимания, скорость мышления, память и т.п.

Казалось бы, вот он ответ: выше головы не прыгнешь! Но те же исследователи подчеркивают сильнейшее влияние другого фактора — среды и событий жизни — в развитии этих предпосылок и в том, будут ли они реализованы на все 100%.

Про «обучающую» часть среды всё более-менее понятно: вот они пособия на любой возраст, вот учебники, методики, хороший учитель, кружки, курсы, репетиторы, в конце концов… Главное — предоставить возможность развиваться, но не отбить охоту узнавать новое чрезмерной нагрузкой.

Но часто вопрос низкой успеваемости, отсутствия мотивации к учебе или плохого поведения в школе имеет корни совсем в другой сфере, нежели учеба: в психологическом состоянии ребенка и отношениях с родителями.


Учеба и отношения

Психологическая практика показывает, что плохая учеба — это отличный способ привлечь внимание родителей, или досадить им, или бросить вызов и отстоять свою независимость.

Особенно хорошо это работает, когда вы делаете из учебы ребенка свое личное дело, за которое «болеете» всей душой. Тогда эта тема легко становится отличным «крючком», за который вас можно зацепить. Но конечно же, дети делают это неосознанно.

В чем причина? На курсе «Секреты воспитания детей» я рассказываю, что дети пытаются удовлетворить важные для себя потребности — в признании, в любви, в самостоятельности и установлении адекватных границ и т.п. — такими вот ошибочными и деструктивными способами в одном случае: когда не получают того, что им нужно, прямым путем. Возможно — потому что не умеют, возможно — потому, что отношения с родителями уже достаточно затруднены.

И когда мы разбираем основные ошибочные стратегии, которые дети неосознанно выбирают в попытке выстроить взаимодействие с нами, мы видим, что за каждым актом «плохого» поведения кроется «сообщение» о том, что ребенку необходима поддержка в чем-то важном.

Задача родителей — научиться «читать» эти сообщения и переориентировать ребенка на конструктивное поведение. И начать стоит вот с чего: создать такую психологическую атмосферу, в которой ребенку в принципе будет проще выбирать позитивные поведенческие стратегии. И в которой его важные потребности смогут найти возможность для реализации.


Шаг 1. Фокус на отношениях

Если вы подозреваете, что ребенок мог бы учиться нормально, но не делает это по каким-то причинам, связанным с вашими взаимоотношениями, то первым делом сместите фокус своего внимания. С учебы перенесите его на то, что происходит между вами и ребенком. Ваша главная цель — понять, что происходит, и восстановить отношения.

Спросите себя:

  • Чувствует ли мой ребенок себя нужным, любимым и принятым?

  • Ощущает ли он себя значимым, вносящим конструктивный вклад в дела семьи, имеющим влияние на общие дела и вопросы?

  • В порядке ли его самооценка и уверенность в себе?

  • Есть ли качественный неформальный контакт между нами?

Если один или больше ответов «нет», подумайте, как бы вы могли поддержать ребенка в том, чтобы он чувствовал себя лучше.


Шаг 2. Восстановите контакт

Если учеба уже стала проблемой, то прежде всего выполните самую важную задачу — восстановите прочный и безопасный контакт с ребенком. Установите доверительные, искренние и теплые взаимоотношения.

Применительно к учебе это значит вот что:

  • Интересуйтесь ребенком, а не его оценками.

  • Уделяйте внимание другим областям его жизни, а не только учебе.

  • Интересуйтесь чувствами, желаниями и планами ребенка, а не только его достижениями и результатами.

  • Будьте готовы иметь дело с не самыми радужными эмоциями — недовольством, разочарованием, унынием, беспокойством ребенка. Не отрицать, не поучать с высоты опыта, не обесценивать, не запрещать — а выразить понимание и сочувствие, если что-то у него идет не так.

  • Будьте готовы принять тот факт, что мнения или желания ребенка могут отличаться от ваших собственных. Придется научиться договариваться.

Покажите вашему сыну или дочери, что вы на его(ее) стороне, что бы ни происходило.


Шаг 3. Поддержите самооценку ребенка

Самооценка, уверенность в своих силах, мнение ребенка о себе — еще один источник стресса или, наоборот, энергии для успешной учебы.

Но бесполезно выливать на ребенка поток восторженных эпитетов и «авансов» вроде «ты у меня самый умный!» или «у тебя всё получится!» – это вызывает скорее раздражение.

Адекватная и позитивная самооценка складывается постепенно на основе практики, положительного опыта и выводов из него. Поэтому помогите ребенку получить и отметить такой опыт.

  • Откажитесь от позитивных ярлыков «молодец», «умница» и прочих в пользу интереса и внимания к проделанной ребенком работе. Скажите: «Ого, какой интересный проект! Что ты тут изобразил?..»

  • Отмечайте и поощряйте усилия, а не результат. Скажите: «Я вижу, ты как следует постарался, чтобы написать домашнее задание без единой ошибки!»

  • Помогите ребенку увидеть, как меняются его оценки, или падает количество ошибок, или уходят в прошлое конкретные трудности. Скажите: «Ух ты! За последние две недели твои тетради стали выглядеть гораздо аккуратнее!»

  • Помогите сформировать внутреннюю мотивацию к учебе: связывайте с позитивными эмоциями ребенка учебный процесс, а не только оценку. Скажите: «Похоже, тебе нравится математика! Какие задания ты любишь решать больше всего?» Или: «Похоже, тебе удалось передать в сочинении своё отношение к этой книге!»

Шаг 4. Действуйте в интересах дела

Когда отношения налажены и вера ребенка в собственные силы восстановлена, переходите к конкретным вопросам. Помогите решить трудности с навыками и успеваемостью.

Если нужно, обратитесь за помощью к учителю, чтобы выявить пробелы и составить план занятий. Старшие дети могут сделать это сами, более младшим, скорее всего, понадобится ваша помощь.

  • Вместе с ребенком определите, какие моменты нуждаются в улучшении.

  • Помогите ребенку поставить реалистичную цель.

  • Помогите в поиске решений.

  • Если нужно — поддержите в процессе реализации плана.

Важно: помните о намерении

Помните о том, что ваша цель — сделать школьные вопросы еще одним способом быть ближе с ребенком и поддержать его в гармоничном развитии.

Прежде, чем предпринять какое-то действие, подумайте:

  • Какова цель моего вмешательства? Как я хочу повлиять на ребенка? Что он должен чувствовать после моих слов или действий? Чему научиться?

  • Делает ли способ, который я выбрал(а), наши отношения ближе, а самооценку ребенка — более высокой?

  • Если моя цель — укрепить отношения с ребенком и поддержать его, то какое поведение/решение/слова будут в этом случае самыми подходящими?

Действуйте для того, чтобы внести в ваши отношения еще больше взаимопонимания, любви и поддержки.

Всё это достаточно непросто, и вам может потребоваться какое-то время, чтобы перестроить стиль взаимодействия с ребенком. Но поверьте, оно того стоит! Ведь дети, которые чувствуют себя любимыми, уверенными в себе и в безопасности, учатся лучше!


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!