Вообще, это хорошая идея: сделать учебу личным делом и ответственностью ребенка. Но недаром существует родительское возражение: если пустить все на самотёк, то он вообще перестанет учиться / скатится на двойки / так и будет ходить в школу без портфеля и к 3-му уроку, потому что проспал и забыл…

Педагоги и психологи сходятся в одном: для каждого ребенка существует своя мера оптимального участия родителей в его школьных делах. Как найти эту золотую середину?

Есть одна тонкость, без учета которой благое намерение воспитать из ребенка самостоятельную и ответственную личность, предоставив ему самому разбираться со школьными делами, может привести к весьма печальным последствиям. Эта тонкость — переоценка возможностей и излишняя требовательность к ребенку.

Для того, чтобы получить действительно хороший результат, стоит учесть несколько важных вещей.


Ребенок — это не маленький взрослый

У детей свои психические процессы, эмоциональные реакции и закономерности мышления. Поэтому то, что нам кажется «элементарным» и естественным, для ребенка может быть пока еще задачей на вырост, ближайшим рубежом, который он должен освоить.

Этот факт — объективная реальность, не зависящая от стараний или делания ребенка. Так, некоторые отделы коры головного мозга окончательно созревают только к 11-12 годам — например, лобные доли, отвечающие за планирование и прогнозирование результата и за контроль над своей деятельностью.

И в этом смысле вопросы «почему ты опять забыл сменку/учебник?» для первоклашки или «ты что, не понимаешь, что у тебя через две недели контрольная и надо заниматься?» для десятилетки могут быть совершенно лишены смысла.

Точно так же обстоит дело с освоением абстрактных категорий, логических цепочек и прочих сложных материй: всему свое время.


Развитие идет постепенно

Еще одна банальность, но как часто родители из самых благих намерений забывают об этом!

«Всё, с завтрашнего дня ты сам собираешь портфель в школу! Будем формировать самостоятельность!» Хорошая идея? Безусловно. Может ли ребенок реализовать ее, объективно? Вопрос.

В детской психологии есть схема развития любого умения или навыка. Чаще всего ее применяют к маленьким детям, но она отлично работает и для более старших возрастов:

  • Этап 1: делает за меня взрослый

  • Этап 2: делаю я вместе со взрослым

  • Этап 3: делаю сам

Второй этап — «делаю вместе со взрослым» — называется зоной ближайшего развития. То, что ребенок потенциально может освоить самостоятельно, но еще не. И именно его родители часто пропускают, осознанно или нет используя стратегию «бросить в воду — авось поплывет».

Что может быть нужно школьнику от взрослого в этой самой зоне ближайшего развития?


Помогите овладеть конкретными навыками

Часто ребенку надо просто показать, как делать то или иное действие. Иногда не один раз.

Иногда надо контролировать и исправлять ошибки в первых самостоятельных пробах ребенка. Иногда — вернуться к началу и разобрать действие шаг за шагом, если ошибок слишком много.


Поделитесь практическими инструментами

Выполнение трудных задач можно сделать легче, применив некоторые «хитрости». Сам ребенок может о них даже не подумать, но вместе с вами — прийти к интересным идеям или просто воспользоваться вашим предложением.

В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, для ребенка может оказаться непосильной задачей:

  • Запомнить то, что нужно. Например, какие учебники и тетради брать с собой для каждого предмета?

  • Держать в уме перечень необходимых действий. Например, что в школу надо взять портфель+сменку+завтрак+материалы для кружка?

  • Самостоятельно планировать и строить в уме сложные схемы. Например, выкроить время для домашнего задания или дополнительных занятий между уроками-кружками-тренировками-прогулками?

В этих случаях родитель может предложить адекватную возрасту помощь:

  • Приклеить наклейки одного цвета на тетрадки и учебники для каждого предмета.

  • Составить вместе с ребенком список вещей, повесить его на видное место в прихожей и научить проверять по нему по утрам, всё ли взял.

  • Предложить сделать план или расписание на бумаге и помочь адекватно оценить время, нужное на домашние задания.

Хорошо сначала спросить ребенка: есть ли у него свои идеи, что могло бы ему помочь (в наших примерах — в сборах или организации дня). Не страшно, если в этот раз он не ответит или его варианты будут нереалистичными — важно давать возможность мыслить самостоятельно.


Дайте ребенку пространство для роста

Предоставьте ребенку возможность делать новые дела самостоятельно. Это непросто: иногда долго, часто неидеально, иногда он всё равно будет забывать, ошибаться и т. п.

Но всё же постепенно отходите в сторону. Позвольте ему встретиться с последствиями его действий — если они не вредят его здоровью или не несут риска эмоциональной травмы.

Для первоклашки, которого не пустили в школу без сменки на третий день учебы, это может быть настоящей катастрофой. А для третьеклассника сходить домой за сменной обувью и пропустить урок — адекватным и обучающим последствием «забывчивости».


Поддержите ребенка в трудные моменты

Освоение нового — непростой и волнительный момент. Это актуально и в 7, и в 14, и в 70 лет. И часто дети сдаются, встретившись с трудностями. Поэтому важно поддержать воодушевление и уверенность ребенка в себе.

  • Помогите ребенку увидеть даже маленькие успехи. Отмечайте усилия, которые прикладывает ребенок, и даже частичный результат.

  • Поддержите в моменты неудач. Посочувствуйте, если ребенок расстроен. Научите его смотреть на неудачи как на естественный элемент процесса тренировок и обучения.

  • Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими или с идеалом. Пусть он видит, что сегодня справляется лучше, чем вчера.

  • Не забудьте применить всё это к себе, если как родитель вы чувствуете, что пока еще не на высоте!


Учите ребенка решать задачи самостоятельно

Любая трудность, возникающая в школьной жизни, будь то отставание по какому-то предмету, конфликт с учительницей или постоянные опоздания, — это, по сути, задача, которую надо решить.

Отличной идеей будет научить ребенка воспринимать трудности именно так — и постепенно научить его, как решать такие задачи.

Для каждого возраста это будет на своем уровне, но в любом случае вы можете пригласить ребенка к совместному обсуждению и помочь ему самостоятельно сформулировать:

  • как он видит — в чем заключается проблема или задача

  • какой результат он хочет получить

  • какие пути решения он видит

  • какой путь наиболее реальный, эффективный и подходит ему

  • что конкретно ему нужно сделать

  • какой его план действий / с чего он начнет

Как и в предыдущих примерах, эта стратегия — то, что вы можете передать ребенку, сначала применяя ее совместно, а потом — отступая в сторону и позволяя сыну или дочери решать посильные задачи самостоятельно.

Тогда школа не только даст знания, но станет для ваших детей отличной тренировочной площадкой для важных жизненных навыков!


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!