Быть проводником
Важное понимание, которым я пользуюсь в своей работе, — это то, что каждый человек знает ответ на свой вопрос и знает решение.
И моя задача как тренера или групплидера — поддержать его получить свой ответ. Для этого тоже существует множество инструментов, один из которых — Дзен-подход.
Когда я училась в Школе Мистиков в Пуне, то самым важным для нас было понимание, что это не мы занимаемся целительством. Это через нас может произойти исцеление другого — только если у нас нет даже мысли, что мы что-то делаем сами.
С тех пор я стремлюсь быть с этим видением и в моменты индивидуальной работы, и когда работаю с группой. Это создает возможность по-настоящему быть полезной.
Для понимания этого можно использовать метафору «пустого бамбука» — как сосуда, через который течет энергия исцеления.
Пожалуй, это самое главное, чему Вам стоит научиться, если Вы хотите быть полезны своим клиентам: быть проводником в процессе собственного поиска ответа клиентом.
Хотя, конечно, когда Вы учитесь, Ваш учитель должен иметь не только альтернативное, но и классическое базовое образование психолога. Это дает понимание общей системы.
Бегите от такого ведущего, если…
Сейчас многие, кто работает в сфере психологии и энергетических практик, пишут рекламу, как под копирку. «Почувствуете, измените, обретете себя…»
И часто трудно понять, где действительно можно получить ответы, а где — пойти по иллюзорному пути «обретения себя». Который хорошо если будет просто потраченным временем и деньгами, а не заведет Вас в еще худший тупик!
И вот Вам несколько тревожных знаков — если Вы видите их, будьте осторожны.
- Ведущий не справляется со своими эмоциями и делает перенос на своих слушателей. Клиент в этом случае рискует «приобрести» проблемы и комплексы там, где их не было.
- Ведущий вешает ярлыки («ты — жертва!») и делает утверждения такого типа: «у вас закрыта 2 чакра», «у вас заблокирована энергия» и т.п. Это не помогает клиенту вырасти, а лишь загоняет в ощущение еще большей ущербности.
- Ведущий дает идеи или советы, руководствуясь своим опытом, а не ситуацией студента и его состоянием. В любом случае, это будет лишь иллюзия решения проблемы, каким бы «хорошим» не казался совет.
- И наконец, если ведущий думает и утверждает, что он «гуру» и лучше всех знает, как правильно жить, — бегите от него!
Обеспечьте безопасность… от себя
Я когда-то была на группе у одной женщины из Германии. К этому времени я уже многое сама прошла и у меня было много опыта работы со своими эмоциями.
На вопрос ведущей, зачем я здесь, я поделилась, что мне хотелось бы побыть в кругу женщин, напитаться энергией, почувствовать свое тело в практиках, насладиться.
Она спросила, есть ли у меня проблемы в отношениях с партнером, и я сказала, что нет. И она явно в этот момент разозлилась! Я была шокирована ее реакцией.
Как потом оказалось, она только что рассталась с партнером и была, видимо, сильно зла на него. Она не смогла вынести, что у кого-то все может быть в порядке. А для меня ее поведение было агрессивно и небезопасно.
Это еще один момент, важный для тренеров: наши мысли о себе моментально отражаются в студентах. Внутреннее состояние ведущего считывается студентами, и поскольку Вы — лидер, Вы в любом случае влиятельны.
Поэтому в зависимости от атмосферы, которую Вы создаете, у студентов будут или не будут происходить изменения! Это Ваша ответственность за создание безопасной и принимающей обстановки.
Вера в клиента — Ваш лучший инструмент
Когда я обучаю тренеров проводить медитационно-энергетическе группы, мне важно дать им один очень ценный опыт. Я создаю разные ситуации, при которых однозначно видно: наши мысли о человеке могут его ослаблять, могут тормозить его в нахождении ответа или решения.
Например, я часто показываю при помощи мышечного теста (техника из Дзен-консультирования), как наше «доброе намерение» улучшить клиента ослабляет его.
Мысль «ему нужна помощь!» укрепляет наше Эго, дает чувство, что мы очень важны и компетентны. Но тест показывает, как она же делает мышцы клиента вялыми, слабыми. И мы получаем совсем противоположный результат!
Т.е. после нашего невинного замечания, даже не произнесенного вслух, человек становится более слабым! И ему гораздо труднее продвигаться вперед в своем процессе.
А когда даже в критической ситуации, Вы продолжаете верить в человека, знаете, что «с ним все в порядке», что он найдет ответ, — это делает Вашего клиента сильным.
Важно, чтобы ведущий помнил, понимал, чувствовал эти тонкие связи между людьми.
Главный вопрос к самому себе
Часто начинающие тренера и групплидеры волнуются, сомневаясь, что знают и умеют достаточно, чтобы вести группы. И спрашивают себя: «смогу ли я? стоит ли мне браться за это?»
Наверно, первый вопрос, который Вам нужно себе задать: «зачем я хочу проводить группу?» Не останавливайтесь на первом ответе, смотрите глубже.
И после многих «зачем?», если Вы понимаете, что не можете не проводить, и если в Ваши ответы включена также польза для других людей, — то делайте это.
Для меня каждая группа это как путешествие в космос, такой полет. Есть такое небольшое волнение, когда самолет разбегается по взлетной полосе и отрывается от земли, и Вас прижимает к креслу. Волнительное и приятное ощущение скорости.
Поддержите себя: несколько подсказок
Когда я начинала проводить группы, я помогала себе «включиться» в группу тем, что каждый раз начинала с небольшой медитации: закрыли глаза, ощутили тело… свое дыхание…
И через 5 минут я уже чувствовала влияние того, как мы переносим внимание из головы в тело и на дыхание. И все вставало на свои места.
Еще у меня всегда есть руководство для группы. Я пишу для себя цели и идеи всех техник, которые использую на группе. И особым образом выстраиваю процесс: так, чтобы мы плавно входили в группу, чтобы были техники, предполагающие инсайт для студентов (открытие, понимание на чувственном уровне жизненных важных вопросов), были моменты медитации и плавный выход, чтобы легко и радостно было возвращаться домой с группы.
Тем не менее, каждый раз я работаю с учетом запросов студентов и могу поменять техники, предложить различную глубину и интенсивность работы. Всё зависит от готовности группы.
Не забывайте также, что нашему уму нужны развлечения, а телу расслабление. Невозможно 2,5 дня просто просидеть в медитации! Поэтому я на группах использую достаточно много активных техник, когда нужно быть включенными в процесс.
Вам не нужно знать все ответы
Как ведущего группы, Вас не должны пугать вопросы и проблемы студентов. Важно помнить, что все ответы внутри самого человека, и помогать студентам находить эти ответы.
Предложите клиенту посмотреть на то, что его беспокоит, как на энергию. Выразить эту энергию или наблюдать ее. Дайте осознание, что студент будет «платить», если продолжит так действовать в своей жизни.
Вам важно давать послание всем своим видом и словами, что «все хорошо». Помните, что с людьми все в порядке! Вы никого не улучшаете и не меняете. И тогда изменения происходят.
Консультации и тренинги по теме
- Энергетические группы: лучший способ познакомиться со своими эмоциями, увидеть, как Вы можете управлять ими, и освободиться от эмоциональных блоков.
- Обучение групплидеров – ведущих энергетических групп: для тех, кто готов к глубокому исследованию своего внутреннего мира, эмоций и переживаний. Приглашаю Вас научиться жить в согласии с самими собой и своими чувствами, а также внести в свою жизнь больше осознанности! Это будет прекрасная углубленная практика, даже если Вы не собираетесь вести группы, а для групплидеров – бесценный опыт и еще один шаг в профессиональном развитии и росте.
- Обучение Zen-консультированию: уникальный невмешивающийся подход, позволяющий клиенту самому найти все нужные решения и ответы. Прекрасная практика для тренеров и консультантов в том, чтобы быть “проводником” и “пустым бамбуком”.