Независимо от возраста детей, учеба всегда остается зоной пристального внимания родителей. Надо ли делать с ребенком уроки в младших классах? Как научить ребенка учиться самостоятельно и делать это с удовольствием все 11 лет? Что делать, если успеваемость хромает, а школьник не горит желанием улучшать свои результаты?..
Можно найти очень разные идеи по этим поводам, и все они вертятся вокруг принципиального вопроса: кто должен отвечать за результат – ребенок или родители?
Предложу вам принцип, благодаря которому вы определите, насколько надо «вкладываться» в учебу сына или дочери лично вам и как подходить к решению конкретных трудностей с учебой.
Определите свою цель
Очевидно, что родители хотят, чтобы дети хорошо учились. Для каждого это «хорошо» будет своё, но в целом, именно эту задачу ставит перед собой школа: передать знания и навыки.
Однако школьные дела создают родителям гораздо больше разнообразных трудностей, нежели трудности с таблицей умножения или задачками по физике.
Выполнение домашних заданий, опоздания на уроки, нежелание заниматься, ссоры с одноклассниками, страх перед экзаменами – всё это тоже ставит родителей перед выбором: вмешиваться – помогать, заставлять, контролировать? – или нет. И если вмешиваться, то как?
И прежде, чем искать конкретные решения по разным поводам, предлагаю вам определиться с самым важным моментом.
Итак: на что вы будете ориентироваться, определяя меру и способы своего участия в школьной жизни ребенка?
Школа жизни
О качестве школьного обучения можно спорить, но одно точно остается в вашей родительской власти: станет ли школа для ребенка стартовой платформой для развития жизненно важных качеств и навыков, или всего лишь вложит в его голову скучные факты и формулы.
Ключ к этому лежит в вашем взаимодействии с ребенком по поводу его главного занятия на целых 11 лет – по поводу учебы.
И прямо сейчас я предлагаю вам задуматься. Выстраивая взаимоотношения с ребенком по поводу учебы:
- Какие качества вы хотите помочь ему развить? Самостоятельность, уверенность, ответственность? Составьте свой список.
- Какие универсальные умения для будущей жизни вы хотите ему привить? Искать информацию, самостоятельно формулировать для себя задачу и вырабатывать план решения, знать свои сильные стороны, таланты и интересы? Что-то другое?
- Каким отношениям с людьми вы хотите его научить? Как сотрудничать, как решать конфликты, как отстаивать собственную позицию? Что с вашей точки зрения наиболее важно?
Не торопитесь читать дальше, сформулируйте важные для вас моменты!
А теперь, глядя на свой список «стратегических» целей в воспитании, задумайтесь: какая ваша позиция по отношению к учебе и школьным делам ребенка будет поддерживать их? На чем вы сделаете акцент, что будете поддерживать и поощрять? Во что станете вмешиваться и как, а что оставите под личную ответственность ребенка?
Теорию – в практику!
Пусть этот «генеральный» принцип станет вашим ориентиром в практических каждодневных ситуациях.
И тогда, поймав себя на желании в очередной раз переписать корявое сочинение сына-пятиклассника, вы спросите себя: работает ли это на развитие у него творческого начала или умения самостоятельно мыслить?
Или лучше будет неформально обсудить с ним за ужином сюжет и характеры героев книги, по которой задано сочинение? И предложить ему сформулировать и высказать свое мнение о ней?..
Помня о своих целях и перспективах ребенка, вы постепенно найдете ту самую золотую середину: в чем помочь или поддержать; где расслабиться, а где быть тверже; и когда стоит отойти в сторону, предоставив ребенку пространство для самостоятельности и роста.
А в следующей статье вас ждет практика и конкретика! Как передать ответственность за учебу ребенку и сделать это гармонично, эффективно и безболезненно.