Вообще, это хорошая идея: сделать учебу личным делом и ответственностью ребенка. Но недаром существует родительское возражение: если пустить все на самотёк, то он вообще перестанет учиться / скатится на двойки / так и будет ходить в школу без портфеля и к 3-му уроку, потому что проспал и забыл…

Педагоги и психологи сходятся в одном: для каждого ребенка существует своя мера оптимального участия родителей в его школьных делах. Как найти эту золотую середину?
Есть одна тонкость, без учета которой благое намерение воспитать из ребенка самостоятельную и ответственную личность, предоставив ему самому разбираться со школьными делами, может привести к весьма печальным последствиям. Эта тонкость — переоценка возможностей и излишняя требовательность к ребенку.
Для того, чтобы получить действительно хороший результат, стоит учесть несколько важных вещей.
Ребенок — это не маленький взрослый
У детей свои психические процессы, эмоциональные реакции и закономерности мышления. Поэтому то, что нам кажется «элементарным» и естественным, для ребенка может быть пока еще задачей на вырост, ближайшим рубежом, который он должен освоить.
Этот факт — объективная реальность, не зависящая от стараний или делания ребенка. Так, некоторые отделы коры головного мозга окончательно созревают только к 11-12 годам — например, лобные доли, отвечающие за планирование и прогнозирование результата и за контроль над своей деятельностью.

И в этом смысле вопросы «почему ты опять забыл сменку/учебник?» для первоклашки или «ты что, не понимаешь, что у тебя через две недели контрольная и надо заниматься?» для десятилетки могут быть совершенно лишены смысла.
Точно так же обстоит дело с освоением абстрактных категорий, логических цепочек и прочих сложных материй: всему свое время.
Развитие идет постепенно
Еще одна банальность, но как часто родители из самых благих намерений забывают об этом!
«Всё, с завтрашнего дня ты сам собираешь портфель в школу! Будем формировать самостоятельность!» Хорошая идея? Безусловно. Может ли ребенок реализовать ее, объективно? Вопрос.
В детской психологии есть схема развития любого умения или навыка. Чаще всего ее применяют к маленьким детям, но она отлично работает и для более старших возрастов:
- Этап 1: делает за меня взрослый
- Этап 2: делаю я вместе со взрослым
- Этап 3: делаю сам

Второй этап — «делаю вместе со взрослым» — называется зоной ближайшего развития. То, что ребенок потенциально может освоить самостоятельно, но еще не. И именно его родители часто пропускают, осознанно или нет используя стратегию «бросить в воду — авось поплывет».
Что может быть нужно школьнику от взрослого в этой самой зоне ближайшего развития?
Помогите овладеть конкретными навыками
Часто ребенку надо просто показать, как делать то или иное действие. Иногда не один раз.
Иногда надо контролировать и исправлять ошибки в первых самостоятельных пробах ребенка. Иногда — вернуться к началу и разобрать действие шаг за шагом, если ошибок слишком много.
Поделитесь практическими инструментами
Выполнение трудных задач можно сделать легче, применив некоторые «хитрости». Сам ребенок может о них даже не подумать, но вместе с вами — прийти к интересным идеям или просто воспользоваться вашим предложением.
В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, для ребенка может оказаться непосильной задачей:
- Запомнить то, что нужно. Например, какие учебники и тетради брать с собой для каждого предмета?
- Держать в уме перечень необходимых действий. Например, что в школу надо взять портфель+сменку+завтрак+материалы для кружка?
- Самостоятельно планировать и строить в уме сложные схемы. Например, выкроить время для домашнего задания или дополнительных занятий между уроками-кружками-тренировками-прогулками?

В этих случаях родитель может предложить адекватную возрасту помощь:
- Приклеить наклейки одного цвета на тетрадки и учебники для каждого предмета.
- Составить вместе с ребенком список вещей, повесить его на видное место в прихожей и научить проверять по нему по утрам, всё ли взял.
- Предложить сделать план или расписание на бумаге и помочь адекватно оценить время, нужное на домашние задания.
Хорошо сначала спросить ребенка: есть ли у него свои идеи, что могло бы ему помочь (в наших примерах — в сборах или организации дня). Не страшно, если в этот раз он не ответит или его варианты будут нереалистичными — важно давать возможность мыслить самостоятельно.
Дайте ребенку пространство для роста
Предоставьте ребенку возможность делать новые дела самостоятельно. Это непросто: иногда долго, часто неидеально, иногда он всё равно будет забывать, ошибаться и т. п.
Но всё же постепенно отходите в сторону. Позвольте ему встретиться с последствиями его действий — если они не вредят его здоровью или не несут риска эмоциональной травмы.
Для первоклашки, которого не пустили в школу без сменки на третий день учебы, это может быть настоящей катастрофой. А для третьеклассника сходить домой за сменной обувью и пропустить урок — адекватным и обучающим последствием «забывчивости».

Поддержите ребенка в трудные моменты
Освоение нового — непростой и волнительный момент. Это актуально и в 7, и в 14, и в 70 лет. И часто дети сдаются, встретившись с трудностями. Поэтому важно поддержать воодушевление и уверенность ребенка в себе.
- Помогите ребенку увидеть даже маленькие успехи. Отмечайте усилия, которые прикладывает ребенок, и даже частичный результат.
- Поддержите в моменты неудач. Посочувствуйте, если ребенок расстроен. Научите его смотреть на неудачи как на естественный элемент процесса тренировок и обучения.
- Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими или с идеалом. Пусть он видит, что сегодня справляется лучше, чем вчера.
- Не забудьте применить всё это к себе, если как родитель вы чувствуете, что пока еще не на высоте!

Учите ребенка решать задачи самостоятельно
Любая трудность, возникающая в школьной жизни, будь то отставание по какому-то предмету, конфликт с учительницей или постоянные опоздания, — это, по сути, задача, которую надо решить.
Отличной идеей будет научить ребенка воспринимать трудности именно так — и постепенно научить его, как решать такие задачи.
Для каждого возраста это будет на своем уровне, но в любом случае вы можете пригласить ребенка к совместному обсуждению и помочь ему самостоятельно сформулировать:
- как он видит — в чем заключается проблема или задача
- какой результат он хочет получить
- какие пути решения он видит
- какой путь наиболее реальный, эффективный и подходит ему
- что конкретно ему нужно сделать
- какой его план действий / с чего он начнет
Как и в предыдущих примерах, эта стратегия — то, что вы можете передать ребенку, сначала применяя ее совместно, а потом — отступая в сторону и позволяя сыну или дочери решать посильные задачи самостоятельно.

Тогда школа не только даст знания, но станет для ваших детей отличной тренировочной площадкой для важных жизненных навыков!



 9 недель исцеляющей работы
9 недель исцеляющей работы 

 
 
 Этот курс – исследование. В жизни всё закономерно, и
Этот курс – исследование. В жизни всё закономерно, и 
 Каждый из нас мечтает о хороших отношениях  с детьми и о том, чтобы родительство приносило удовлетворение и радость.
Каждый из нас мечтает о хороших отношениях  с детьми и о том, чтобы родительство приносило удовлетворение и радость. Даже если Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы разглядеть его характер и индивидуальные черты, задумайтесь: о каких отношениях с ребенком Вы мечтаете?
Даже если Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы разглядеть его характер и индивидуальные черты, задумайтесь: о каких отношениях с ребенком Вы мечтаете? 
 Эффект живого присутствия на тренинге: специально для Вас мы записали видео со всеми ключевыми упражнениями и демонстрациями тренинга, благодаря которым Вы сможете в полной мере освоить все нужные практические методики.
Эффект живого присутствия на тренинге: специально для Вас мы записали видео со всеми ключевыми упражнениями и демонстрациями тренинга, благодаря которым Вы сможете в полной мере освоить все нужные практические методики.









 Для всех, кто хочет найти ценность себя и дополнительный энергетический ресурс, чтобы достичь ваших финансовых целей, находить творческие решения на работе, создать больше близости в семье или новые отношения – и почувствовать себя счастливыми!
Для всех, кто хочет найти ценность себя и дополнительный энергетический ресурс, чтобы достичь ваших финансовых целей, находить творческие решения на работе, создать больше близости в семье или новые отношения – и почувствовать себя счастливыми!












 Этот
Этот 
 Хотите ли Вы научиться
Хотите ли Вы научиться  Где находится источник Вашего счастья в отношениях с противоположным полом?
Где находится источник Вашего счастья в отношениях с противоположным полом? Безусловно, любые отношения создают двое, и каждый вносит свой вклад. И здорово, когда партнеры оба готовы к изменениям и действуют для улучшения отношений.
Безусловно, любые отношения создают двое, и каждый вносит свой вклад. И здорово, когда партнеры оба готовы к изменениям и действуют для улучшения отношений. Это неудивительно — ведь никого из нас в детстве не учили этим важным, но непростым вещам: общаться, не обижая друг друга; решать конфликты в настроении сотрудничества;  обсуждать важные для отношений вопросы — денег, семейных планов, удовлетворенности отношениями — без претензий и ссор.
Это неудивительно — ведь никого из нас в детстве не учили этим важным, но непростым вещам: общаться, не обижая друг друга; решать конфликты в настроении сотрудничества;  обсуждать важные для отношений вопросы — денег, семейных планов, удовлетворенности отношениями — без претензий и ссор. Из-за этих представлений («Мне надо всегда доказывать, что я умная», «Мужчины предают», «Женщины всегда навязывают свое мнение, и мне нужно сразу показать, кто сильнее») Вы можете чувствовать себя в отношениях не в безопасности. И предпринимать «ответные меры», чтобы защитить себя или отплатить за мнимую обиду.
Из-за этих представлений («Мне надо всегда доказывать, что я умная», «Мужчины предают», «Женщины всегда навязывают свое мнение, и мне нужно сразу показать, кто сильнее») Вы можете чувствовать себя в отношениях не в безопасности. И предпринимать «ответные меры», чтобы защитить себя или отплатить за мнимую обиду. Почему так трудно изменить наши ошибочные убеждения и установки?
Почему так трудно изменить наши ошибочные убеждения и установки? А радостная новость, которую я Вам обещала, заключается в том, что с этой эмоциональной памятью и неосознанными стратегиями можно эффективно работать!
А радостная новость, которую я Вам обещала, заключается в том, что с этой эмоциональной памятью и неосознанными стратегиями можно эффективно работать! Вы получите больше внутренней свободы, расслабленности и спокойствия, а также больше принятия в отношении себя и партнера.
Вы получите больше внутренней свободы, расслабленности и спокойствия, а также больше принятия в отношении себя и партнера. Вы почувствуете, что с Вами всё в порядке — а значит, увеличится Ваша удовлетворенность собой, отношениями и жизнью.
Вы почувствуете, что с Вами всё в порядке — а значит, увеличится Ваша удовлетворенность собой, отношениями и жизнью. Этот курс может быть
Этот курс может быть  Если Вы мечтаете
Если Вы мечтаете  Приглашаем Вас на обучающий тренинг по
Приглашаем Вас на обучающий тренинг по  

 Приглашаем Вас
Приглашаем Вас  Вы научитесь
Вы научитесь  
 Приглашаем вас в увлекательные Путешествия по Местам Силы!
Приглашаем вас в увлекательные Путешествия по Местам Силы!